Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Программы
  • Самообучение
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео и аудиоВидео семинаров и тренингов, прошедших в Школе социального волонтерства Добровольческого движения Даниловцы
    • Видео-блоги проекта «Человек — человеку»
    • СтатьиСтатьи о волонтерстве
    • Книги о благотворительности
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Программы
  • Самообучение
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео и аудиоВидео семинаров и тренингов, прошедших в Школе социального волонтерства Добровольческого движения Даниловцы
    • Видео-блоги проекта «Человек — человеку»
    • СтатьиСтатьи о волонтерстве
    • Книги о благотворительности
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Без рубрики

  • Главная
  • Блог
  • Без рубрики
  • Особенности жизни людей в психоневрологических интернатах

Особенности жизни людей в психоневрологических интернатах

  • Разделы Без рубрики
  • Дата 22 сентября, 2024

Особенности жизни людей в психоневрологических интернатах (социальных домах) — тема достаточно проработанная в научной литературе. ПНИ — закрытые учреждения стационарного типа для взрослых с ментальными нарушениями (психическими расстройствами, когнитивными дефицитами, инвалидностью).

Определим особенности, опираясь на следующие публикации (тексты см. тут: https://disk.yandex.ru/d/-sjdannxYkEd7A): 

  • Жизнь как жизни. Как помогать особому человеку жить в условиях интерната? (брошюра, изданная Центром лечебной педагогики)
  • Дорохова Т.Н. Социально-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью в рамках проекта «Социополис»
  • Корзун В.А. Научные и методологические подходы к проведению реабилитации лиц с когнитивными расстройствами, проживающих в психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов.
  • Солдаткова Т.Н. Мониторинг результативности социальной работы в психоневрологическом интернате: базовые принципы, подходы и методы.
  • Демидова С.Г. Комплексный подход к социокультурной реабилитации, людей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в сфере социального существования. 
  • Попсуев О.О. К концепции реформы институциональной социальной помощи гражданам с ограниченными возможностями в сфере психического здоровья

При оценке жизни в ПНИ мы исходим из того, что каждый человек призван жить достойно. Это означает право быть частью сообщества, строить отношения, принимать решения о собственной жизни и ощущать её наполненной смыслом. Достоинство связано не только с удовлетворением базовых потребностей, но и с признанием уникальности каждого, с возможностью быть услышанным, проявлять способности, участвовать в событиях и разделять ответственность за общее. Жизнь, в которой человек лишён выбора, общения и созидательных дел, не может считаться полноценной; именно поэтому при работе с жителями ПНИ так важно опираться на принцип уважения к их достоинству и права на участие в жизни общества.

Жизнь в ПНИ отличается от жизни в сообществе из-за институционализации, которая приводит к сегрегации, зависимости от персонала и ограничению самостоятельности. На основе статей выделены ключевые дефициты — потребности, не удовлетворенные в ПНИ и ведущие к снижению качества жизни. 

  1. Социальные связи и интеграция

Люди в ПНИ часто испытывают дефицит в поддержании контактов с внешним миром, что приводит к изоляции и чувству одиночества. Им не хватает регулярного общения с семьей, друзьями и сообществом, поскольку учреждения закрытого типа ограничивают выходы и взаимодействия. Это вызывает проблемы с социализацией: жители не развивают навыки построения отношений, не участвуют в общественных событиях и не чувствуют себя частью общества. В результате возникает эмоциональное отчуждение, снижение мотивации к общению и зависимость от персонала интерната в решении социальных вопросов. Для полноценной жизни им необходимы программы, стимулирующие контакты, такие как посещения родственников, совместные мероприятия с внешними группами и использование технологий для общения (видеозвонки, социальные сети), чтобы восстановить чувство принадлежности и востребованности.

  1. Самостоятельность и дневная занятость

В ПНИ жители сильно зависят от персонала в повседневных делах, что приводит к утрате или неразвитию навыков самообслуживания и ограничивает свободу выбора даже в простых решениях. Им не хватает умений вести хозяйство, готовить еду, управлять бюджетом, пользоваться общественным транспортом или решать бытовые проблемы самостоятельно. Ситуацию усугубляет отсутствие индивидуальных программ и организованной дневной занятости, а также ограниченный доступ к реальным жизненным ситуациям. В результате люди теряют уверенность в своих силах, становятся пассивными и рискуют полной дезадаптацией при попытке выхода в общество. Для восполнения нужны тренинги по независимому проживанию, включая симуляцию бытовых ситуаций, финансовую грамотность, регулярные формы занятости и постепенное снижение опеки, что позволит развить автономию и подготовить к жизни вне интерната.

  1. Когнитивные и психические функции

Когнитивные расстройства, такие как проблемы с памятью, вниманием, мышлением и ориентировкой, часто усугубляются в ПНИ из-за отсутствия стимулирующей среды. Жителям не хватает упражнений для поддержания когнитивных резервов, что приводит к прогрессирующему ухудшению и потере навыков. Психические проблемы включают эмоциональную нестабильность, стресс, депрессию и поведенческие нарушения, вызванные изоляцией и рутиной. Без специализированных вмешательств это снижает способность к обучению и адаптации. Для улучшения необходимы когнитивные тренинги, психотерапия, занятия по стимуляции мозга (пазлы, игры, чтение) и мониторинг эмоционального состояния, чтобы замедлить деградацию и повысить функциональность.

  1. Труд и занятость

В ПНИ люди лишены возможностей для трудовой реализации, что приводит к отсутствию профессиональных навыков и мотивации к работе. Им не хватает программ по трудотерапии, профориентации и интеграции в рынок труда, а также защищенных рабочих мест. Это вызывает чувство бесполезности, финансовую зависимость и потерю социального статуса. Без занятости жители не развивают дисциплину, ответственность и навыки командной работы. Для полноценной жизни нужны мастерские для обучения ремеслам, стажировки на открытом рынке, поддержка в поиске работы и квоты для инвалидов, чтобы обеспечить самореализацию и экономическую независимость.

  1. Досуг и культурная жизнь

Жизнь в ПНИ часто лишена разнообразного досуга, ограничиваясь рутиной и пассивными занятиями, такими как просмотр ТВ. Людям не хватает доступа к культурным событиям, хобби, спорту и творчеству, что приводит к скуке, апатии и снижению мотивации. Отсутствие мероприятий по социокультурной реабилитации (театр, музыка, экскурсии) усугубляет эмоциональное выгорание и изоляцию. Для улучшения необходимы инклюзивные программы: мастер-классы, фестивали, совместные занятия с внешними группами, чтобы стимулировать творчество, общение и ощущение полноты жизни.

  1. Качество жизни и смысловая сфера

Общее качество жизни в ПНИ снижено из-за стигматизации, дискриминации и отсутствия гуманных условий, что приводит к чувству безысходности и духовному вакууму. Жителям не хватает поддержки в духовном развитии, религиозных практиках и поиска смысла жизни, а также внимания к эмоциональному благополучию. Это вызывает депрессию, потерю надежды и ухудшение здоровья. Для восполнения нужны программы по повышению самооценки, духовные практики (молитвы, беседы), борьба со стигмой и улучшение среды (комфорт, безопасность), чтобы обеспечить ощущение достоинства, гармонии и удовлетворенности жизнью.

Что нужно для восполнения качества жизни?

Для полноценной жизни жителям ПНИ необходимы альтернативы институционализации и комплексные меры (обобщение из статей):

  • Деинституционализация: Переход к сообществу — поддерживаемое жилье, квартиры с сопровождением.
  • Реабилитация: Комплексная (медицинская, психосоциальная, трудовая, когнитивная) с индивидуальным подходом.
  • Социокультурная интеграция: Взаимодействие с культурой, спортом, религией; инклюзивные проекты.
  • Труд и занятость: Поддерживаемое трудоустройство, мастерские.
  • Поддержка связей: Семья, сообщество; профилактика изоляции.
  • Гуманизация: Клиент-ориентированные условия, дестигматизация.

Для жителей ПНИ особенно важно не только получать заботу, но и самому помогать другим, ощущая себя не объектом опеки, а равноправным участником. Возможность быть полезным через волонтёрство возвращает чувство достоинства, формирует идентичность «человека, который делает добро», а не «человека, которому помогают». Такой опыт меняет не только самих участников, но и общество, которое учится видеть в них партнёров, а не изолированных подопечных.

 

сделать пожертвование

1

размер

2

выбор оплаты

3

оплата

Работает на Лейке

  • Поделиться:
Юрий

Предыдущая запись

Студенты РАНХиГС – онлайн-волонтеры!
22 сентября, 2024

Следующая запись

Дефициты и особенности жизни детей и молодых взрослых в стационарных учреждениях
3 октября, 2024

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ



Быстрое пожертвование по QR коду

Введите сумму пожертвования и нажмите на красный баннер:

О НАС

Добровольческое движение «Даниловцы» – общественная организация, которая с 2008 года непрерывно организует долгосрочную и регулярную работу волонтерских групп в больницах и сиротских учреждениях, работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, бездомными, заключенными.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером

Вставить/изменить ссылку

Введите адрес назначения (URL)

Или сделайте ссылку на существующий материал

    Поисковый запрос не задан. Показаны недавние элементы. Воспользуйтесь поиском или клавишами вверх/вниз, чтобы выбрать элемент.