Обзор форм и видов служения христианских общин Франции и Италии. Семинар эксперта
Семинар «Обзор форм и видов служения христианских общин в Европе на примере Франции и Италии».
Были затронуты вопросы:
- История христианского служения;
- Социальное служение Католической Церкви;
- Социальное служение общин св. Эгидия (Италия);
- «Малые сестры Иисуса» (Франция);
- «Малые сестры Агнца» (Франция);
- Братство Бернадетты (Франция);
- «Ковчег» (Франция);
- Служение волонтеров в местах паломничеств (Лурд), в школах, больницах и домах престарелых;
- Общая характеристика системы волонтерства во Франции;
- Отличия христианского и светского волонтерства.
Ведущий: Дмитрий Иванин, один из учредителей Добровольческого движения «Даниловцы», координатор многих волонтерских и благотворительных проектов, педагог по образованию, в том числе учился во Франции, где познакомился со служением христианских общин, около года жил в г. Крымске после наводнения, где организовывал помощь пострадавшим.
Организаторы семинара: Добровольческое движение http://www.danilovcy.ru/, Школа волонтерских технологий
Текстовая версия части семинара:
Мы сегодня попытаемся нащупать корни христианского служения и понять, почему во Франции служение (в основном, в католической церкви) является важным фактором не только в жизни общины, а просто фармацией христианина; как христианин должен себя развивать, что в этом люди находят. Также поговорим о том опыте общин, из которого рождается потребность в служении. На мой взгляд, это самое ценное, чему можно поучиться.
Международные волонтерские организации – Франция
Если говорить о волонтерстве во Франции, то, наверное, первое что меня поразило – это неоплачиваемое участие в решение социальных проблем практически повсеместно. Начиная с того, что есть узаконенный социальный год, который учащимся определенных специальностей крайне рекомендуется посвятить служению, для многих этот социальный год является практикой обязательной для приобретения специальности. Ну, а вообще, если посмотреть по населению Франции, то порядка 40% так или иначе вовлечены в волонтерскую деятельность. Примерно 18 миллионов (это 35 процентов населения) вовлечены в волонтерство. При этом 30% из них в возрасте от 15 до 24 лет. Это у них такой рубеж, когда молодые люди обретают профессии, обзаводятся семьей. Но это не значит, что потом они полностью покидают волонтерство. Скорее всего они становятся или членами ассоциации, или участвуют в волонтерстве на работе.
Очень многие международные волонтерские организации делают специальные волонтерские акции и предлагают своим сотрудникам участвовать в них. В некоторых странах в акциях по сбору донорской крови одним из этапов является анонимное анкетирование – хочет ли человек, чтобы его кровь использовалась или он хочет, чтобы его кровь была уничтожена. Это меня поразило, но зачастую, например, на предприятии объявляется сбор крови, всех приглашают сдать кровь, и тут, естественно, не откажешься. При этом это добровольный порыв каждого человека, и там есть наклеечки, где человек может обозначить, хочет или не хочет, чтобы его кровь использовалось по какой-либо причине (например, человек имеет какие-либо заболевания, которые могут быть опасны, но он об этом не хочет афишировать).
При этом еще интересно, что 7,5 миллионов человек участвуют в волонтерстве в местном сообществе.
На мой взгляд это то, что в России это не очень развито, но за этим будущее. Я немного знаком с волонтерскими сообществами Северокавказского региона, там именно эта модель. Местное сообщество – это там, где человек живет. Т.е. это не какая-то большая ассоциация, это не поездки за много километров или полеты в Африку, это просто работа в том городке или квартале, где человек живет. Там есть служба, которая может человека проинформировать, какая волонтерская активность требуется, какие вакансии существуют в местном районе. Такое волонтерство в местном сообществе довольно-таки удобно, человеку не нужно никуда ехать, плюс это создает связи.
У французов в маленьких городках даже до нашего времени сохранились своего рода общинные залы, куда раньше все жители этого городка собирались на праздничные пиры и даже сейчас собираются. Для них очень важно поддержание этих связей, и это не какая-то крупная организация, это добрососедские отношения. При том, что при анкетировании волонтеры местного самоуправления в среднем 6-10 часов в неделю посвящают этой работе.
Кроме того, 11% – это волонтеры в ассоциациях и 4,5 миллионов жителей – это волонтеры религиозных или политических ассоциаций. Они выделены в отдельную категорию.
Если посмотреть на крупные международные волонтерские организации – ассоциации, союзы, которые предоставляют доступ к волонтерам, например, государственный сайт, – они предлагают поиск по волонтерским вакансиям. И если человек хочет послужить, то там, помимо чисто светских организаций, еще много религиозных, для них это нормально. Но есть отдельные категории, когда волонтерской деятельностью занимается та или иная община. Это сообщество, для которого социальная деятельность тесно связана со свидетельством христианским. Для которых социальная активность бывает в первую очередь показателем Божьей любви или отношения христианина к человеку.
По данным опроса «Зачем человек занимается волонтерством?», наибольшее количество ответов о том, что человек приходит в волонтерские организации, чтобы внести смысл в свою жизнь. Довольно-таки стандартный ответ, очень обтекаемый и мало о чем говорящий, но 60% молодых людей в возрасте от 25 до 36 лет как мужчины, так и женщины, именно этот ответ выбирают. Кроме того, 61% опрошенных посвящают волонтерской деятельности больше 10 часов в неделю. Это очень сложно представить в Москве, потому что у нас больше 20 часов в неделю занимает транспорт, потом еще есть другие дела, поэтому редко кто найдет еще 10 часов – полноценный рабочий день – на волонтерскую деятельность.
Поразительно, но зачастую французы ищут и устраиваются на работу именно туда, где им будет позволительно заниматься волонтерской деятельностью. В основном это профессора, учителя, у них большой свободный промежуток времени и после лекций они занимаются волонтерским делом, засучив рукава.
Какой смысл имеют международные волонтерские организации, зачем христианину социальное служение?
Мне кажется, это довольно-таки важный и интересный вопрос. Иногда я встречаюсь с людьми, у которых вот такой устой – церковь должна помогать, она для этого и существует. Что церковь оправдана тем, что занимается помощью больным и убогим, она утешает тех, кому плохо. И говоря о христианских общинах, там тоже важно понимать их мотивацию. Несмотря на то, что и наша, и европейская цивилизации построены на христианстве, многие крупные организации никак не связаны с религиозными общинами. И волонтерские организации на добровольное служение могут иметь самые разные мотивации. У человека они могут меняться, мы не можем выделить какого-то конкретного сектора, которым должна заниматься только церковь. Тогда почему же церковь? Надо посмотреть в Евангелии, что такое христианство. Надо попытаться разобраться, почему в истории служением милосердия с самых первых времен занимались христиане.
Как раз во Франции, где большинство населения считает себя светским, волонтерство очень и очень распространено и зачастую никак не связано с христианством, пусть даже эти люди и родились в католических семьях.
Если мы посмотрим на первые века христианства, то там уже волонтерство представляется несением тяжести.
Самый доступный источник христианства для нас это – Евангелие, это прямые призывы Христа. Мы знаем притчу о страшном суде, где Христос прямо говорит: я вас не знаю, потому что я к вам приходил, когда был голодный, но вы меня не накормили, не одели меня, когда я был раздет, в тюрьме не посетили. И заповедь, которую дает Христос, это заповедь о любви. И понять, почему любовь важна для христианина, для этого нам нужно погружаться в историю существования человечества и их взаимоотношений друг с другом и с Богом. Что же такое христианская любовь, к кому она направлена – к Богу или к человеку? Он сказал – возлюби ближнего своего, но ведь я люблю Бога, а обязать делать добро человеку? Но там есть и наоборот – Христос говорит людям: возлюбите друг друга так, как я вас возлюбил.
В то же самое время мы видим, что Христос реально творил чудеса, исцелял, изгонял бесов, насыщал голодных. Но во время Его хождения на земле голодных меньше не стало… Всех больных Он не исцелил, хотя, очевидно, Он это мог. Странно, не так ли? Это загадка, тайна, на которую нет однозначного ответа. Она тоже формирует этот пазл отношения христианина к этому миру, поскольку можно зачастую услышать мнение – я меняю этот мир потихонечку, я делаю его лучше и когда-нибудь он станет идеальным благодаря и моим действиям. Есть ли такая задача у христиан? Не знаю.
Наверное, самое важно для меня это то, что, путешествуя по этим общинам и знакомясь с ними, я увидел, что крайне важен результат и он значителен, он виден. Но надежда на то, что эту проблему удастся решить глобально, такого нет. Есть трезвое понимание того, что да, болезнь, горе, печаль, неудачи, трагедии – они наверное будут всегда, до того момента, как этот мир не прекратит свое существование. Именно поэтому у христианина есть особое место, особая важность присутствовать в мире, потребность являть присутствие Бога здесь, на земле. Как это можно сделать? Только показывая что-то такое, что к этому миру не относится, что то, что больше этого мира. Отношение любви к тому, кто, собственно говоря, тебе безразличен.
Но как к этому относиться? Ведь иногда даже помогая бездомным, мы сталкиваемся с обманом. Те же самые люди потом приходят и нагло врут в глаза, они не хотят, чтобы их жизнь менялась.
Это формирует некоторую тайну отношения христианина к тайне страдания, участие его в этой тайне.
Как сделать так, чтобы не опустить руки и в тоже время не надорваться? Ответа у меня на это нет. Этот ответ люди находят сами для себя.
По мнению некоторых общин, потребность служения рождается из какого-то совместного опыта людей. Людей очень разных, далеко не с ангельскими характерами. И точно так же было в первые века христианства. Уже первые ученики Христа, как нам говорит святое писание, они жили как будто бы одним сердцем, у них все было общим. При этом мы видим, что некоторые люди, например, вдовы были ущемлены, обижаемы, им даже не доставалось при раздаче еды. Видим, что некоторые человеческие качества прокрадываются сюда и ставят перед церковью вопрос: как к этому относиться?
В маленьких общинах и церквях, которые появлялись после проповеди апостолов, смешивалось несовместимое – рабы и хозяева, люди разных социальных слоев, которые по правилам того общества вообще не должны были сидеть за одним столом, разговаривать друг с другом, язычники и иудеи.
Формируется новое отношение, новая потребность – искать что-то общее в этих различиях. И первое, что мы видим в общецерковных решениях – апостольский собор в Иерусалиме на вопрос «нужно ли тем, кто приходит к вере через язычников, исполнять множество предписаний, очень справедливых, из Ветхого Завета». Ветхий Завет содержит поразительные предписания относительно человеческой справедливости. Например, раз в семь лет иудеи должен был отпустить раба. Или он не должен был полностью убирать урожай, что-то должно оставаться для путников и бедняков. При этом, тот дух, который был в первой церкви, основан именно на этих предписаниях. Понятно, что первые верующие были из иудеев.
Что же делать тем, кто лишь недавно из языческих богов? Апостолы ставят совершенно незначительные требования для таких обращенных – минимум, воздерживайтесь от того, что принесено другими богами и посвящено им, от супружеской неверности, от полового распутства. Понятно, что для многих из язычников встал вопрос: как мне себя идентифицировать, если я не могу надеть крест, платок, креститься? Поэтому особое внимание было сосредоточено на отношениях, на исполнениях заповедей о любви и радости от того, что Бог пришел в мир.
Вторым общецерковным делом было появление дьяконов, которые были использованы совершенно не для богослужебных целей, а для того, чтобы прислуживать во время общих трапез. Были не только мужчины-дьякона, но и женщины-дьякониссы.
То, что до нас доходит через Книгу деяний, в основном, касается всей церкви. Но мы видим в Новом Завете указание на то, что милосердие было не только общинным. В посланиях мы видим, что апостолы постоянно благодарят за пожертвование той или иной церкви или общине.
Мы все знаем истории первых мучеников, например, мученицу Татьяну, в жизни которой мы видим пример ее личного милосердия. Оно не было связано с жизнью общины. На жизни первых христиан, что эти два крыла – внутренняя любовь общины, которая изливается наружу в делах милосердия по отношения к других и индивидуально милосердия христианина – с самых первых веков уже воспринималось, как что-то важное. Потом христианство стало одной из официальных религий.
Если изначально монахи были людьми, которые бежали в пустыню от всего мира, то со временем монашеские ордены, наоборот, появляются для служения. Например, чтобы принимать паломников у Храма Гроба Господня, или чтобы сопровождать паломников, чтобы служить больным.
Отголоски этого существуют и сейчас, например, Мальтийский орден еще существует во Франции. Сейчас это одна из крупнейших организаций, которая занимается помощью бедным, африканским странам, у них крупнейшая сеть приема и сортировки одежды, что занимает очень много ресурсов.
Есть еще организация «Каритас» – ассоциация очень маленьких групп людей, которые когда-то откликнулись на послание Папы, которая начала процесс ассоциации христианина «себя» в этом мире с социальным служением. Одно из последних посланий Папы Франциска «Радость Евангелия» считается документом новоевангелизации, но одна треть его посвящена вопросам социального служения. Папа очень нелестно отзывается о современном миропорядке и призывает найти новую радость для христианина в социальной справедливости. Например, в городе Лурде «Каритас» создал очень большой центр «Площадь святого Петра», который существует благодаря волонтерам, которые занимаются кухней, сопровождением, анимацией.
Вторая миссия волонтеров – помочь малоимущим семьям совершить паломничество.
Труд волонтеров снижает стоимость. Это серьезная социальная структура, ассоциированная с церковью. Они располагают к себе жителей благодаря простоте общения.
Следующая интересная вещь в Европе – это вовлечение скаутов в волонтерское движение. В почти каждой общине есть скауты, и они тоже активное участие принимают в социальной работе. Но так как скауты – это все-таки дети и подростки, и они не могут осуществлять полноценную волонтерскую помощь, но они участвуют в общении между поколениями, в домах престарелых, например. Зачастую медицинские услуги там могут быть неплохие, но проблема в общении – люди очень замкнуты. И такие регулярные встречи с группами детей, рассказы пожилых людей о своей молодости, о жизни и увлечениях влияет на них положительно. Кроме того, им показывают разные сценки, поют им, вместе делают какие-то поделки – вовлекают их в активное действие.
Помимо этого существуют ярмарки для детей и сбор денег на международные волонтерские организации. Это у них тоже очень распространено.
Также дети участвуют в учебном волонтерстве. Они помогают учителям, особенно в группах продленного дня. Не все дети успевают за программой, и волонтеры помогают учителям подтянуть неуспевающих.
Хочу подчеркнуть, что международные волонтерские организации в плане формы и метода работы не всегда социально самые успешные, не всегда научные. Зачастую они вырастают из опыта жизни этих людей.