Фандрайзинг силами волонтеров: возможности или риски? Семинар директора СВОД
Cеминар “Фандрайзинг силами волонтеров: каким образом волонтеры могут привлекать, находить средства и ресурсы”.
Вопросы:
- Стоит ли вообще привлекать волонтеров к фандрайзинговым проектам?
- Чем могут помочь волонтеры для привлечения средств в НКО?
- Какие риски несет НКО?
- Надо ли юридически оформлять участие волонтеров в сборе средств?
- Каковы границы ответственности волонтера-фандрайзера?
Ведущий семинара: Владимир Хромов, Директор Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений». Опыт волонтерской деятельности – с 2003 г., член правления Благотворительного фонда «Подари жизнь» с 2006 по 2011 гг., член Общественной палаты города Москвы первого созыва, автор ряда публикаций по проблемам благотворительности и волонтерства. Опыт проведения тренингов по волонтерской деятельности с 2008 года.
Организаторы: Добровольческое движение «Даниловцы» http://www.danilovcy.ru/, Школа социальных технологий
Текстовая версия:
– Сбор в социальных сетях. Очень многие волонтерские движения и некоммерческие организации начинали с отчаянных постов в социальных сетях «Люди помогите, спасите!» и т.д. Почти все волонтеры, и одиночки, и организованные, в социальных сетях что-то перепосщивают. Но есть несколько вещей, которые вам как организаторам процесса важно помнить.
Во-первых, законом установлено требование конфиденциальности личной информации. Грубо говоря, вы не можете повесить фотографию ребенка или мамы без ее письменного согласия. В обратном случае этот человек может вам предъявить претензии и подать на вас в суд. Волонтеры про это почти всегда забывают и постят на своих страницах все что угодно. Иногда это вызывает очень серьезные проблемы у организаторов – отвечают-то за все они.
Обычно как бывает? Волонтеру показалось, что в каком-то детском доме обидели ребенка. Он берет и выкладывает фотографию этого ребенка с душераздирающим текстом. А внизу там уже собралось куча комментариев о том, какие в детском доме руководители плохие. Как вы думаете, руководство этого детского дома будет после такого слезно умолять о прощении? Нет, оно просто закроет в свою организацию доступ волонтерам.
У любых должностных лиц в учреждениях есть два приоритета: чтобы не было претензий у проверяющих органов; как бы что не вышло. И если волонтеры мешают этому, то их больше не допускают к детям в этих организациях. Поэтому ваши волонтеры должны очень четко соблюдать правила.
Еще один момент надо учитывать при работе с соцсетями – там очень много левой информации и очень много мошенников. Несколько лет уже в сети ходят сообщения якобы от папы ребенка, которому срочно нужна донорская кровь. Люди, не проверяя и не уточняя, перепосщивают эту информацию снова и снова, не зная, что под информацией телефон совершенно другого человека. Кто-то просто подставил человека. Под другой такой информацией был телефон, при звонке на который оператор списывал 300 рублей. Помните, в социальных сетях масса мошеннических постов и не реагируйте на них, не проверяя.
– Участие в благотворительных акциях. Это любимая форма фандрайзинга у волонтеров, потому что она дается очень просто. Это тусовка, это хорошее веселое событие, это отсутствие каких-то страхов, потому что нас (волонтеров) много. Это очень интересный формат. Если у вас в акции участвует около 20 волонтеров, заменить их сотрудниками будет очень дорого. Но эти волонтеры должны быть организованны, обучены, проинструктированы, накормлены, напоены и согретые. Вопрос транспорта тоже должен быть решен.
– Сборы денег в кэш-бокс. Есть ящик, на ящике написано что-то хорошее, рядом стоит волонтер и раздает листовки. В Америке один из основных форм видов деятельности волонтеров – это как раз сбор пожертвований в кэш-бокс. Там масса людей ходят по улицам с этими ящиками, начиная от армии спасения и кончая всякими религиозными организациями. И люди там к этому нормально относятся. У нас эта практика менее распространена, на улице можно увидеть достаточно малое количество таких ящиков, в основном это некий формат акций, где бывают такие площадки.
Безусловно, это накладывает определенную ответственность на вас как на организаторов, часто этой ситуацией пользуются и мошенники. Поэтому ваши волонтеры должны знать, каким детям они помогают, привлекая средства на кэш-боксы, из какого фонда, потому что, если они не смогут внятно ответить на вопросы жертвователей, то никакие деньги они не получат.
– Акции сотрудников в компаниях. Обычно это делается на энтузиазме одного или нескольких человек. Допустим, в компании работает девушка Маша, ее все любят, ее все знают. И она говорит, что волонтер и просит своих коллег собрать детям деньги на подарки и игрушки на какой-нибудь праздник. Коллеги соглашаются, и дело в шляпе. Это очень хороший формат. Если вы примерно знаете, кто ваши волонтеры по профессиям, то вы примерно можете предположить, в каких компаниях такие акции можно организовать.
– Изготовление поделок на продажу. У нас есть прекрасные волонтеры из формата 55+, из которых самой молодой 56 лет, а самой пожилой 84. Они у нас посещают детскую больницу, пожилых людей в двух интернатах, участвуют в экологических проектах и делают поделки. У них есть клуб, каждый понедельник они собираются и работают. В прошлый раз они валяли шерсть, например. Т.е., вы можете силами волонтеров готовить всякие разные милые поделки и продавать их на благотворительных ярмарках. Да и для самих волонтеров это прекрасная командообразующая вещь.
– Переговоры с компаниями. Начну с плохого. В одном крупном фонде был очень продвинутый волонтер. Он пришел к руководству фонда и сказал: у меня много знакомых компаний, можно я с ними буду вести переговоры? Ему ответили согласием. Волонтер договорился с руководителем одной компании о том, что пожертвует им крупную сумму. Через время ситуация у мужика изменилась, и он раздумал жертвовать. А волонтер так разнервничался, что стал обзывать и оскорблять его, вел себя очень некультурно. После этого благотворитель позвонил в фонд и потребовал объяснений. Ведь он, по сути, никому ничего не обязан. Фонду потом пришлось долго извиняться.
Поэтому если вы делегируете человеку право от вашего имени вести переговоры с компаниями, то, как минимум, проговорите с ним базовые вещи. Или может получиться так, что волонтер из лучших побуждений, не спрашивая вас, от вашего имени будет вести с кем-то переговоры. Так что эти все вещи должны быть обговорены в волонтерских правилах.
А так, безусловно, самый лучший и эффективный контакт с точки зрения фандрайзинга – это когда вы заходите в компанию к богатому человеку через личный/частный контакт или через того человека, который его хорошо знает, у которого к нему есть уровень доверия. В таком случае много больше шансов договориться.
В России особенность некоммерческой деятельности в том, что уровень доверия к сектору крайне низок. Самое глупое и неэффективное, что может сделать фандрайзер, неважно, волонтер или координатор – это веерная рассылка писем по компаниям и сплошные обзвоны крупных и мелких компаний. Из тысячи таких контактов вы получите только один успешный. А времени на это убьете, скажем, три месяца.
Кроме того, практически на всех благотворительных ярмарках есть зоны кухни. Там стоят волонтеры с ящиками и привлекают пожертвования для подопечных. Самое доходное на любой ярмарке – это зона питания. Потому что у вас могут не купить ничего вообще, но еду и напитки у вас съедят и выпьют, будьте уверены. В это стоит вложить силы.
Есть у одного фонда такая прекрасная акция «Шарлотка». Волонтеры пекут шарлотки, у них есть свое постоянное место, они относят туда свои пироги и продают их. Акция очень веселая, там выбирается королева шарлоток и т.д. Люди всегда с нетерпением ждут следующей акции шарлоток. Может быть, вы там соберете 100 тысячи рублей, это не так много, но зато это бренд, и ваш бренд уже работает на вас. Может быть, один из тех, кто попробовал вашу шарлотку, окажется миллионером и будет регулярно жертвовать вам немалые суммы.
С волонтерами нужно работать системно, грамотно и на долгосрочную перспективу.
Каковы границы ответственности волонтера-фандрайзера?
Эти границы ему должны определить вы и с ним проговорить их. Для привлечения средств что можно делать фандрайзеру, а что нет? Что он никогда не имеет право делать?
Как вы думаете, кто самый лучший волонтер-фандрайзер?
Это медийные лица, у которых есть узнаваемость среди населения, у которых есть доступ в самые разные культурные и властные пороги, крупные компании, есть масса личный знакомств. Практически у любого фонда, который собирает хоть какие-то средства, у него есть свои звезды. Это ваш отличный ресурс, это ваш бренд, это ваш доступ в какие-то социальные слои с достатком.