Создание среды для арт-терапии с детьми. Семинар эксперта
В Школе волонтерских технологий прошел семинар о творческих формах работы с детьми.
Ведущая рассказала о своем опыте, ответила на вопросы и разобрала реальные примеры из своей практики.
«Если я встречаюсь с ребенком, неважно где, моя задача создать возможности для созидания. Принести не только материалы, но и свою внутреннюю свободу, необходимую для творчества. Чтобы ребенок не замыкался. Необходимо оставлять ребенку пространство для выбора, даже если вы в больнице и ребенок скован в движении. Очень важен момент самостоятельного выбора, так же, как и момент непредсказуемости. Иногда полезно дать возможность ребенку руководить процессом, чтобы он решал, что делать дальше, как поступать. С вашей стороны, необходима способность к эмпатии, способность к игре. Старайтесь оживлять своего внутреннего ребенка. Необходимы также знания о том, что и как можно рисовать и мастерить, само наличие материала для творчества, понимание ребенка», — поделилась Водинская.
В завершении семинара о творческих формах работы с детьми участники смогли задать волнующие их вопросы и получить квалифицированные ответы. Было высказано пожелание следующий семинар провести как практическое занятие – опробовать рекомендуемые техники при создании среды для терапии творчеством в работе с детьми и получить комментарии, как и зачем это делается.
Ведущий семинара: Мария Владимировна Водинская:
– специалист, имеющий 25-летний опыт работы в области коррекционной педагогики и развивающих занятий художественным творчеством с детьми и взрослыми.
– с 1990 г. работает в области коррекционной педагогики и развивающих занятий художественным творчеством.
– арт-терапевт в РБОО «Центр лечебной педагогики» (1993-2014 гг.).
– автоp и соавтор множества научных статей и семинаров-практикумов по арт-терапии.
– сфера профессиональных интересов: арт-терапия в работе с детьми и взрослыми, коррекционная педагогика, психология, психотерапия, творчество.
Тема может быть интересна людям помогающих профессий, волонтерам, работающим с детьми в больницах, детских садах, домах ребенка всем тем, кто занимается изобразительным творчеством с детьми. Вы узнаете о том, как организовать пространство для совместного творчества с ребенком так, чтобы взаимодействие было наиболее эффективным, на что обратить внимание; о динамике самого занятия и его продолжительности во времени; поговорим о качестве взаимодействия педагога с ребенком. Поговорим также об условиях способствующих и мешающих проведению занятия и о том, как можно нейтрализовать возникающие трудности.
Организаторы семинара: Добровольческое движение http://www.danilovcy.ru/, Школа волонтерских технологий
Текстовая расшифровка:
Что такое арт-терапия
В терапии творчеством очень важным является, что мы вообще понимаем под творчеством. Все, что в эту категорию попадает. И что мы понимаем под средой. Я рассматриваю и внешнюю и внутреннюю среду. Соответственно, качество взаимодействия педагога и ребенка – это тоже среда. И мне кажутся очень важными некоторые базовые позиции о взаимодействии педагога и ребенка. Они важны, какой бы это не был ребенок, где бы это взаимодействие происходило – в детском саду ли, в школе ли, в больнице ли.
Первая такая позиция – доброжелательность и приятие. То есть, невозможна арт-терапияв работе с детьми, которых ты внутренне не принимаешь. Такие ситуации у педагогов бывают, особенно у работающих с особенными детьми. И тогда работать нельзя. Это очень важно, потому что если все – таки педагог решится на это, то это будет нарушением и собственных границ, и границ ребенка. Из этого все равно не выйдет толку.
Вторая – эмпатия и сопереживание. Когда мы чувствуем ребенка, сопереживаем ему, то мы понимаем его чувства и тогда арт-терапия в работе с детьми поможет присоединиться к их чувствам. Без этого очень трудно работать с детьми. Как это развивать, я не знаю, но это очень существенно.
Третий важный момент – понимание мотивации ребенка. Кажется, что это очень просто. А на самом деле с мотивацией не так просто. Мы можем пытаться заинтересовать ребенка чем-то. Мы можем думать, что ему хочется рисовать, например. А на самом деле ему хочется смешивать краски. И у него нет мотивации рисовать с вами вашу кошку. Или наоборот, мы с ним пытаемся рисовать, а ему все это до лампочки, он сразу говорит, что не хочет рисовать, но вот кошки ему интересны. И тогда, если ему предложить нарисовать кошку, он на это пойдет. Поэтому я, как педагог этого ребенка, должна очень хорошо понимать, что же ему нужно, что ему интересно. Поэтому от этого зависит результат нашего совместного творчества, результат арт-терапии в работе с детьми.
Кроме того, бывает так, что ребенку просто интересен контакт с вами. Т.е., ему важен, нужен эмоциональный контакт. А дальше неважно, будете ли вы рисовать, лепить, играть, мастерить – главное, чтобы были вы и контакт. А все, что вы ему предложите, он будет делать.
Если мы понимаем мотивацию ребенка, то все, что мы делаем, вертится вокруг его мотивации. Потому что если мы хотим, чтобы занятие приносило ребенку пользу, то мы не должны игнорировать его мотивацию. Соответственно, для этого нам нужно собрать какую-то информацию о ребенке. Когда я работала с аутичными детьми, я эту информацию собирала от мамы, от других специалистов, которые этого ребенка наблюдали, и из непосредственного контакта с ребенком. Первые встречи как раз про то, что они любит, к чему он тянется, что ему нравится, что не нравится. Эта информация очень важная. И когда я ее собирала, я обращала внимание на две вещи:
– Какие у него есть возможности, что он может. Может ли он проводить линии, может ли он сидеть, или стоять, фантазировать, слушать, может ли он контактировать, или это для него как для аутичного ребенка, достаточно сложно.
– Какие у него ограничения. Куда вот точно не пойти с ним. Бывает, например, у ребенка паралич и у него не двигаются правая рука и нога. Или он не видит вправо. То есть, есть вещи, которые я обязательно должна знать, чтобы, когда продумывать наши совместные занятия, принимала во внимание его ограничения. Это моя ответственность. Если я это не продумаю, то арт-терапия в работе с детьми может оказаться весьма непродуктивной.
Очень важным еще является момент безопасности ребенка, бережное к ним отношение. Для разных детей нужна разная безопасность, и в разных условиях она может быть разная. Одному ребенку важно, чтобы на него не повышали голос, аутичные дети с трудом переносят громкие звуки. Другим детям важно доверие, а к кому-то нельзя прикасаться, он этого терпеть не может.
Сотрудничество с ребенком тоже имеет важное значение. Можно разговаривать с ребенком с точки зрения экспертной, когда я его учу, воспитываю, даю ему то, что знаю. А можно с ним общаться на равных, с позиции своего внутреннего ребенка. Т.е., представьте, что у вас есть внутренний ребенок, и он общается с другим ребенком. А этот мой взрослый несет ответственность за целый ряд вещей. И это происходит одновременно. Иногда сами дети нас этому учат, они нас втаскивают в это свое пространство, в свою игру. Мне кажется, что игра тоже является частью творческого процесса. Не смотря на то, что я рассказываю о изобразительном творчестве, элемент игры в этом обязательно должен присутствовать.
Для меня творчество – это, во-первых, наличие свободы. Свобода – это множество возможностей. Поэтому если я встречаюсь с ребенком, не важно, где, пусть даже в больнице, даже если наши возможности очень сильно ограничены, моя задача создать эти возможности, принести их с собой. Это не значит, что принесу только материалы, из которых можно что-то делать, лепить, рисовать, это еще и моя внутренняя свобода, богатство моих внутренних возможностей, которыми я могу делиться с ребенком. Чтобы игра не была свернута во что-то одно скучное.
Тесно со свободой связана вариативность. Это возможность сделать не так, а иначе. Сделать еще как-то, сделать спонтанно что-то, не так как начали. Повернуть по ходу в другую сторону. Обычно это очень прибавляет энергии и энтузиазма у ребенка. Это то, чего никак не надо бояться, это нужно практиковать, и увлекать, таким образом, ребенка. Хотя есть дети тревожные, которые боятся разных возможностей, но это уже наша задача, как для такого ребенка приспособить игру.
Важен еще момент непредсказуемости. Чтобы был какой-то эксперимент. Чтобы можно было экспериментировать с красками, с бумагой, с техником, с темами.
Очень важным в арт-терапии является момент самостоятельного выбора. Дети разные, есть дети, у которых с этим нет проблем, есть дети, которым это очень трудно дается. И соответственно, тех, кому трудно, мы подтягиваем к этому, тянем к самостоятельному выбору. Понятно, что это должно быть приспособлено под определенные условия, ведь может быть такое, что ребенок лежит в больнице под катетерами. Но, все равно, что-то ребенок может сделать сам. Он может открыть баночку с краской, он может сложить материалы после занятий, он может выбрать тот или иной цвет, он может выбрать тему. Важно ему это предоставлять, проговаривать это, особенно для детей, которые лежат в больнице, в зажатых условиях. Им приятно осознавать, что они «рулят» ситуацией. Даже можно подыграть им, дать возможность собой поруководить. Или внести дух соперничества в игру.
Еще творчество – это активность. Важно, чтобы была активность ребенка, а не только ваша. Ведь главное в этом ребенок и должна присутствовать его активность.
Творчество – это поиск и состояние нового. Т.е., предлагать ребенку, как еще попробовать, спрашивать его мнения, как будет лучше – так или эдак. Тогда он ищет лучший вариант. Можно ему показывать варианты, можно на соседнем листе рисовать вместе с ним. Пусть он выберет, пусть поищет лучшее. Это важно услышать и поощрить, даже если решения, которые предлагает ребенок – абсурд. Но это здорово, потому что это его активность. Очень хорошо, когда арт-терапия в работе с детьми развивает их активность.
Бывают дети, которые никого не впускают в свое пространство. Они признают только то, что делают сами. Эти границы надо уважать и не наламывать их. Тогда я рисую рядом с ним. Такие дети обычно очень любят подглядывать.
Ответственность арт-терапевта
Какова моя ответственность в арт-терапии с ребенком? Я контролирую процесс, но я его контролирую, находясь в контакте с тем, что чувствует ребенок. Я знаю про его интересы, я знаю его желания, но я отвечаю:
– За наличие материалов для этого процесса. Я должна быть готова к тому, что мы будем делать, при этом я должна быть готова гораздо шире. Нельзя быть готовой только к одному мероприятию, ведь может случиться так, что поменяется мотивация ребенка, или поменяются условия. То есть, нужна некоторая гибкость и некоторый запас материалов. Я понимаю, что это очень сложно в больнице, но как-то это нужно все таки продумать. Ведь можно же взять с собой и краски, и мелки, и карандаш, и пластилин, чтобы посмотреть, на что он пойдет на этот раз. И пойти за его выбором.
– За то, как эти материалы использовать. Ведь не всегда и не со всем дети умеют обращаться. Они могут грызть мелки, аутичные дети могут разливать краски. И нужно детям показывать, как с ними обращаться. Но это тоже нужно делать гибко, чтобы не вышла ситуация травматичная, конфликтная. Нужно уметь вовремя переключить и ребенка, и ситуацию.
– За выбор темы. Хотя тему выбирает ребенок, но отвечаю за нее я, потому что я знаю, что для него будет полезно, а что для него может быть опасным. И когда он пытается выбрать тему, я понимаю. В какую сторону мы можем двигаться, и к чему это может привести. Арт-терапия в работе с детьми предлагает и такие темы, в которых ребенок может пойти в разнос. Если он выберет такую тему, где он будет отрабатывать свою агрессию, нужно быть к этому готовой. Я за это отвечаю. Может оказаться, что мы над этой темой можем поработать, а может оказаться и так, что я, либо ребенок к этому не готов. И тогда я должна умело и вовремя эту тему поменять. И договориться с ним о другой. Например, может быть ребенка какие-то достаточно сильные страхи. И может быть ситуация, когда мы можем нарисовать что-то из этих страхов. Я могу ему задавать какие-то вопросы, и это будет с пользой для него. А может оказаться, что у него идет обострение, когда попытаться заговорить с ним о его страхах и предложить нарисовать их. В данной ситуации лучше туда вглубь не идти, а сделать что-то такое, что его успокоит. И уже саму тематику занятия поменять.
Что необходимо арт-терапевту
Это, в первую очередь, способность к эмпатии и умение сопровождать ребенка. Это творческий подход, поиск новых решений и непредсказуемость. Мне кажется, что важна способность к игре. Поэтому надо как-то оживлять своего внутреннего ребенка. Знания о том, что можно рисовать и мастерить. И чем больше спектр всего этого, тем лучше будет протекать арт-терапия в работе с детьми.
Также владение разными арт-терапевтическими техниками и приемами, а также материалами. То есть, неплохо бы и самому хорошо рисовать красками, или лепить пластилином. Само наличие материалов для творчества должна быть. И понимание особенности ребенка, его ограничения. Может быть, я не все назвала, но это то, что кажется мне важным.
Внешняя среда
Я тут выделила две часть – часть, связанная со временем, и часть, связанная с пространством. Т.е., все, что с нами происходит, происходит во времени и в пространстве.
Как мы используем время
– Первый момент – это продолжительность занятия по времени. Продолжительность занятия должна планироваться в соответствии с возможностями ребенка. Это значит, что бывают истощаемые дети, которым достаточно 10-15 минут, чтобы устать. Бывает так, что вначале им бывает достаточно 10-15 минут, потом они вырастают до получаса, потом до 45 минут и дальше. Поэтому очень важно с особыми детьми первое занятие начинать с 10-15 минут. А если ситуация жесткая, например, мы должны занять ребенка на полчаса, то вторые 15 минут должны для ребенка быть приятными. Это может быть с помощью игры или других развлечений. Педагог должен продумать, чем это время заполнить, причем наиболее приятным для ребенка образом. А в арт-терапию он включен первые 15 минут. При изменении состояния ребенка важно варьировать длительность активной части занятия. Устают дети тоже по-разному. Иногда они притихают и становятся пассивными, иногда они идут вразнос.
– Важны также перерывы между занятиями. Это очень большая проблема на самом деле. Нужно обязательно позаботиться о себе. Если у нас друг за другом идут занятия с разными детьми, в таком случае педагог долго работать не сможет, у него происходит коллапс, он не успевает переключиться. Поэтому к этой проблеме надо относиться очень ответственно и поберечь себя. Обязательно должен быть зазор между занятиями, хотя бы десятиминутный.
– Третий момент – динамичность занятий. Особенно это актуально, если занятия длинные. Динамичность может возрастать за счет переключения ребенка на разные виды деятельности. Порисуем, полепим, поиграем, попрощаемся каким-то игровым способом. Иногда в середине занятия у нас бывает так: взяли и пощупали морковку, потом нарисовали ее, потом ее съели. Иногда полезно бывает даже встать со стула, обойти вокруг стола, подвигаться во время занятия. Также динамичность придает правильная организация пространства.
Динамика самого занятия
Как занятие раскладывается во времени, какие там бывают фазы:
Первая фаза – соприкосновения, притирка, установление эмоционального контакта. В первой фазе очень важно поговорить, обсудить, прочувствовать друг друга.
Вторая фаза – совместное определение цели и желаний. То есть, что будем делать и как. Здесь важно направить, помочь, предложить. Иногда необязательно делать это словами. Иногда достаточно просто пододвинуть материалы, и ребенок потом сам проявляет инициативу того, что делать. Если у ребенка никакой инициативы нет, но можно ему уже предлагать и смотреть, как он на это реагирует.
Третья фаза – начало совместной деятельности. Здесь важно не застрять. Если мы будем очень долго выбирать и очень долго договариваться, то мы можем в этом завязнуть, и нам потому будет тяжело перейти к активности. И дальше начинается деятельность, которая ведет к кульминационному моменту.
Кульминационный момент – он есть в любом занятии. Он должен совпасть с моментом, когда у ребенка максимальное количество сил. По занятию это где-то третий четверть занятия. Кульминационный момент – это самое большое вложение сил, это какой-то эмоциональный выплеск. Это может быть какой-то самый главный элемент в рисунке. Или самый близкий момент эмоционального контакта педагога и ребенка. Или последний штрих – надевание на домик крыши, например. И потом идет этап завершения.
Этап завершения – тут уже идет спад энергии у ребенка. Поэтому там уже не должно быть каких-то сложных для выполнения вещей. И важно закончить до того, как ребенок устанет. Вы не можете все это предугадать, особенно если это новый ребенок, соответственно, вы это корректируете по ходу занятия. Просто надо доверять своему чутью.
Итог или продукт – у вас получился прекрасный домик, или вы намешали много красок, или вы нарисовали прекрасную кошку. Это называется рефлексия, то есть, вы как-то, с чем-то расстаетесь.
Пространство
Это организация состояния окружающей среды, места, где происходит занятие. Соответственно, это может быть дом, кабинет, или больничная палата, или какая-та комната для занятий при больнице. Пространство тоже может быть организовано удобным для нас способом, может стимулировать творческую активность ребенка, а может, наоборот, препятствовать этому. И в пространстве тоже могут быть отвлекающие моменты. Бывает замкнутое пространство и открытое пространство. Некоторые дети на это реагируют. Кому-то важно, чтобы была открыта дверь или окно. На это педагогу нужно обращать внимание.
Отвлекающим моментом могут быть и люди, которые могут войти в помещение во время занятия. Это надо обговаривать с ребенком в начале занятия, что кто-то может еще присоединиться. Это снимет тревожность ребенка и создаст больше комфорта.
Это может быть отсутствие бытовых условий. Например, если в комнате нет раковины, воды, где можно кисточки помыть или краску развести, то придется куда-то ходить, отвлекаться. Иногда можно неудобные условия обыгрывать. В сюжете, в рисунках, внести их в тематику.
Рабочее место
Ребенок должен знать, где что лежит. Особенно, если занятие проходит в большом помещении, в игровой комнате. Он должен знать, что тут краски, а вот тут пластилин, а в том углу вот шишки и желуди для всяких поделок, а здесь картонки и гуашь. Тогда у него больше возможности выбрать. Если он не знает, где тут что, он может и не выразить свое желание. Поэтому вы должны дать ребенку возможность исследовать пространство комнаты. Еще хорошо, когда есть зоны для различной деятельности. Это облегчает ситуацию и ребенку, и педагогу. Если вы видите, что он устал, вы его переключаете на шишки, и он начинает активничать в другой зоне. Еще очень терапевтичен для детей ящик с песком. Но для работы с некоторыми категориями трудных детей песок не разрешается.
С какими трудностями можно встретиться в процессе творческой работы с детьми?
Отвлекающие факторы во время занятий
– Таким отвлекающим фактором могут быть совершенно простые вещи, особенно если ребенок неговорящий. Ребенок может хотеть пить, есть и в туалет. Из-за этого он может нервничать, или он может быть не собран, или невнимателен. Поэтому тут надо убедиться, что в этом плане с ребенком все в порядке. Иначе арт-терапия в работе с детьми может не состояться. Это больше касается сложных детей.
– Детей, особенно особых детей, могут отвлекать звуки. Это такой фактор, с которым не так просто справиться. Поэтому это надо продумать. Если есть возможность закрыть окно, или попросить, чтобы не сверлили в соседней комнате, то это приходится делать. Иначе занятие может не случиться. Если ничего с этим нельзя поделать, то нужно поговорить об этом с ребенком, объяснить ему, что там происходить, чтобы снять тревогу. И можно это как-то присоединить к теме того, что происходит на занятии. Т.е., того, что вы рисуете, или мастерите.
– Отвлекающими факторами могут быть события за коном. У меня были такие случаи, когда ребенок ничего не мог делать, потому что за окном работали снегоуборочные машины. И все. Ребенка выбило, он мог только смотреть на эти огромные агрегаты, которые загребают снег. Все кончилось тем, что мы нарисовали эту машину. Нам пришлось переместиться со всеми красками на подоконник и рисовать там.
– Бывает, что успешному занятию мешают другие события. Иногда мешает мама, например. Сидит мама или рядом, или за дверью. И ребенок не может включиться в то, что ему надо делать. А бывает ситуация обратная, когда ребенку бывает очень тревожно без мамы. И лучше тогда посадить маму рядом, только попросив ее при этом, чтобы она не вмешивалась в процесс.
– Ребенка иногда отвлекает что-то в одежде. Например, какой-то шнурок. Или он пришел с какой-то штучкой в руках, и он будет ее крутить до тех пор, пока вы не договоритесь о чем то, что вы ее временно куда-то уберете, она там будет целаневредима. До тех пор он не переключится на то, что вы делаете. Бывает, что это игрушка, с которой он никак не может расстаться. Тогда игрушку тоже нужно рядом поставить, и договориться с ребенком о том, что ему тоже интересно, чем мы будем заниматься. И что пока она смотрит, ее трогать нельзя.
Факторы, сковывающие и нарушающие контакт с собой
– Такими факторами могут быть страх и смятение. Это могут быть какие-то пугающие сюжеты или вещи. С аутичными детьми часто бывает такая история, что ребенка есть какой-то навязчивый интерес, с одной стороны это интерес сверхценный, с другой стороны он может вызывать очень сильный страх одновременно. Соответственно, этим можно пользоваться и для того, чтобы простимулировать его мотивацию, потому это его точно зацепит. У меня, например, был мальчик, который дико боялся птиц. Так однажды ему наш волонтер, молоденькая девушка предложила нарисовать птицу, и он потом минут 15 успокаивался, его трясло не на шутку.
– Сковывающим фактором может быть свет. Или очень яркий свет, или темнота. У разных детей это по-разному. И хорошо бы это тоже про ребенка понимать, как он на это реагирует и в чем нуждается.
Факторы, нарушающие контакт педагога и ребенка
– Это может быть спешка. Если вы опоздали на занятие, то лучше бы для начала подышать, выровнять дыхание, и лучше начать на пять минут позже, чем влететь и начать сразу.
– Это могут быть какие-то тяжелые чувства, как педагога, так и ребенка. И обойти это не возможно. И было бы неправильно начинать занятие, игнорируя эти вещи. Например, бывает ситуации, когда человек себя плохо чувствует. Или физически, или морально. И очень важно экологическим образом ребенку это обозначить. Потому что дети все чувствуют. Он может чувствовать твое состояние, но для него это может быть непонятным.
Соответственно, плохо себя может чувствовать и ребенок. Тут дело посложнее. Если ребенок капризничает, то с начала с этим нужно разобраться, как-то войти в контакт с ним, и уже потом войти в процесс занятия. Можно предложить ему порисовать то, что его расстраивает, обижает, заставляет грустить.
Факторы, ограничивающие свободу, и внешнюю, и внутреннюю
– Это может быть неудобная для рисования одежда. Белая кофточка, или длинные рукава, которые все время в краску влезают, или рукава, которые болтаются и все время мешают. Или тесная кофта, в которой невозможно даже кисточкой махать. В больничной ситуации, когда ребенок скован по необходимости, с этим приходится считаться, но здесь тоже можно как то эмоционально обыграть ситуацию.
– Это может быть страх испачкаться. Некоторых детей все время дома ругают из-за того, что они что-то там испачкали. Поэтому я всегда говорю детям, что тут можно пачкаться. Что я специально застлала эту скатерть на стол, чтобы испачкать ее. При этом я говорю, что не надо, например, брызгать. Потому что стол можно пачкать, а вот стены – нет.
– Это могут быть неудобный стол или стул. Иногда ребенок может не доставать до стола, и можно ему на стул подушечку подложить.
– Теснота тоже фактор, ограничивающий свободу. Негде развернуться, движения сковывающие, лист как следует не закрасить.
– Страхи и недостаточное доверие. Это тоже довольно актуально, они ограничивают свободу в творчестве.
Факторы, влияющие на экспериментирование и вариативность
– Это может быть недостаточное количество материалов под рукой, когда не из чего экспериментировать. И важно еще, чтобы материалы были в поле зрения, в доступе, чтобы у ребенка была возможность все это обозреть, пощупать и выбрать из них. В зависимости от того, что ребенок выберет и возьмет, можно понять его мотивы и интересы, к чему его влечет.
– Это может быть неготовность материалов к использованию. Бывает, что краска засохшая, или банка не открывается. Это тоже надо смотреть, потому что это может помешать процессу занятия.
Продукт и взаимодействие с ним
Это процесс создания нового, и важно, чтобы этот процесс имел некоторое завершение. Недопустимо, если мы что-то делаем с ребенком и не завершим это. Важно, чтобы мы закончили то, что мы начали, как это предполагалось закончить мною в связи с его мотивацией. Например, нарисуем кошке усы и подарим это маме, врачу или кому-то еще. То есть, должен быть какой-то акт завершения. И потом готовый продукт кому-то подарить, или повесить. У меня, например, дети очень любили, чтобы я вешали их рисунки на стену в своем кабинете. Если процесс проходит в больнице, то там тоже можно делать какие-то стенды с детскими рисунками, чтобы у этих картин была еще какая-то жизнь. Кстати, это очень важно и для родителей сложных детей. Для мам это бывает сдвиг в сознании, что их дети нужны, они в состоянии что-то делать, творить.
Если вдруг ребенок рвет картинку по какой-то причине, ни в коем случае не оставляйте это так. Об этом обязательно нужно поговорить. Обговорить, почему ему было важно порвать то, что он нарисовал.
Приемы для нейтрализации трудностей
– Первый прием, это включение или присоединение. Например, ребенку мешают звуки. Мы эти звуки, присоединяем к теме, включаем это в наш разговор или контакт. Во всех случаях нельзя это игнорировать. Важно это озвучить и как-то прожить момент.
– Второй прием – это реагирование на то, что происходит. Если ребенок сердиться, или если он боится чего-то, или он капризничает, мы можем на это отреагировать, отразив это в нашем рисунке. Или же через игру. Можно прервать творческий процесс и предложить ребенку поиграть на эту тематику. Если мы обыгрываем такую ситуацию, то задача в том, чтобы он нашел какое-то свое место в этой ситуации, чтобы он прожил и включил это в свой опыт.
– Третий прием – это обмен эмоциями друг с другом. Это тоже помогает нейтрализовать трудности и ситуацию в целом.
1 Комментарий
чудесная лекция, прекрасный педагог и психолог