Волонтерство сегодня – дырявое бытие: размышления руководителя Даниловцев
В блоге даниловцев на портале «Сноб» опубликован новый текст «Волонтерство сегодня – дырявое бытие».
День волонтера! Хочется всех поздравить и радоваться. Но чувства немного иные. Для меня это, возможно, единственная медийная возможность хотя бы раз в году сказать: волонтерство сегодня – это дырявое бытие.
Представьте себе воздушный шар. Он может подняться ввысь, он яркий, от него многого ждут. Но он весь в дырах. И подъемной силы, наполняющей шар, недостаточно, чтобы шар плыл по небесной лазури. Вся эта сила со свистом вырывается в пустоту…
Что это значит?
Единственная возможность волонтерству быть – это стать способом реализации для каждого его альтруистической мечты. Под каждым я подразумеваю человека, которого мы ежедневно видим в зеркале, о котором говорим “Я”. Для каждого – это значит “для меня”. Вот возьмите и скажите эти слова: “волонтерство для меня – способ реализации моей мечты”.
У каждого есть мечта. Каждому хотя бы раз в жизни хотелось сделать что-нибудь хорошее. У каждого есть два часа свободного времени в неделю. И если бы лично вас услышали, поняли, лично вам предложили и помогли реализовать, разве вы отказались бы? Думаю, нет.
Одна женщина как-то сказала мне: когда я волонтерю, я просто становлюсь собой. Существует некая особенная энергия, способная наполнить любой объем и поднять ввысь “воздушный шар” под названием “волонтерство”. Добрые люди всегда найдутся, сердце каждого из нас откликается на чью-то беду или боль, на какие-то неполадки и непорядки в окружающем мире.
И все же шар с дырами. Я расскажу только об одной дыре. Но поверьте, их много, очень много. Все они – результат жесткого отношения, а порой даже насилия со стороны власть имущих, когда у них в умах господствует потребительство. “Есть мы, – думают они, – и есть волонтеры. Пусть волонтеры решают задачи”. Когда я спросил заведующую одной из московских больниц, готов ли ее сын в свое свободное время решать те задачи и выполнять те требования, которые она только что ставила перед волонтерами, она ответила: “А при чем тут я? Вы – волонтеры, вы и работайте. Вы же обязаны все соблюдать!”.
Так вот, в очень крупной больнице федерального уровня три года работала волонтерская группа. Ее создали по просьбе родителей тех детей, которые неделями проходят лечение в Москве. Волонтеры приходили еженедельно, организовывали досуг, творчество, общение. Они делились радостью, поддерживали детей и их родителей. И ровно три года все это нравилось заведующему отделения. Есть даже благодарственные письма.
Месяц назад волонтерам сказали условно следующее: “Пошли вон, к детям вас больше не пустят”. Не было ни нареканий, ни предупреждений, ни объяснений. Просто и сухо: пошли вон.
И вся энергия, вся сила, вся нежность и любовь, царившие в этом больничном отделении, вдруг испарились. Волонтеров просто бросили, как собачек, с которыми наигрались. А детей унизили, лишив их права на встречу с друзьями.
Анна Рымаренко пообщалась с детьми и узнала, что они думают о волонтерах:
Алина Денисова, 13 лет, г. Заринск, Алтайский край. Учится в лицее “Бригантина”, планирует уехать в Москву, чтобы выучиться на врача: нефролога или онколога.
В Московскую больницу я ложилась каждые полгода. Очень хотела именно туда исключительно ради волонтеров. Как-то раз я находилась в больнице аж 42 дня. За это время очень сильно привыкла к волонтерам, каждую субботу ждала, а если они не приходили, сидела и грустила. Больница – это место не очень то веселое. Волонтеры, когда приходили, делали вечер субботы интересным. С ними можно было пообщаться, тебя поддерживали. С ними мне было действительно весело. С их помощью я научилась рисовать. Саша помогала мне с фреской. Все волонтеры очень отзывчивые, добрые и веселые. Сейчас я целых полгода лежу в другой больнице, в другом городе. Волонтеры сюда не приходят, ибо в этом городе, мне кажется, никому это нафиг не нужно. Лежу, скучая по всем знакомым волонтерам, жду – не дождусь февраля. В феврале я приеду в Москву на пересадку. Правда, не в отделение нефрологии, а в Отделение пересадки почки, но каждую субботу я буду специально приходить в отделение нефрологии, чтобы позаниматься чем-нибудь увлекательным с волонтерами, так как с ними настроение сразу же повышается и не спадает почти всю неделю!
Роман Могилев, 16 лет, Республика Карелия, город Медвежьегорск, 11 класс.
В Москве, в больнице, я лежал с августа 2013 по январь 2015 безвыездно. Волонтеры приходили каждую субботу, приносили всякие игры и развлечения. В больнице провёл два своих дня рождения, и на каждый день рождения волонтеры дарили мне подарки. С ними мы лепили из пластилина, рисовали, делали мыло, аппликации, разные поделки. Волонтеры по праздникам каждому что-нибудь дарили. Даже не знаю, как пережил бы все это больничное время, если бы не такие люди.
Алена Комарова, 16 лет, Московская обл., г. Солнечногорск. Учится на спасателя МЧС, собирается работать по специальности.
Когда я первый раз приехала в больницу, было не по себе. В первые два дня даже ни с кем не общалась, но потом появились друзья, стало намного веселее. Первая неделя пролетела незаметно, а в субботу пришли волонтеры. С ними было очень здорово, они много всего рассказывали и показывали. Потом, когда лежала там, всегда ждала субботы, чтобы опять пообщаться, научиться чему-то новому. Волонтеры, как мне раньше казалось, никогда не грустят. От них заряжаешься какой-то надеждой. Я и сама хочу стать волонтером, когда исполнится 18 лет.
Анна Резникова, 15 лет, 9 класс.
Через каждые полгода я приезжаю в отделение нефрологии. Попав сюда впервые, я не знала о волонтерах, так как в то отделение, где я лежала, никто не приходил. Первая встреча с ними стала огромным сюрпризом, ведь творчество и я неразделимы. Каждый раз, приезжая, я спрашивала: «А волонтеры ещё приходят? Также по субботам?». Сейчас замечаю, что не только я задаюсь таким вопросом. Все дети с нетерпением ждут субботы, особенно те, которые, как и я, лежат подолгу. Недели в больнице тянутся мучительно долго, поэтому ожидание прихода живых людей придаёт сил.
Некоторые моменты до сих пор очень живо всплывают в моей памяти, когда слышу слово “волонтер”. Однажды я пролежала в больнице почти до самого Нового года. День выписки совпал с субботой. Радость от того, что я наконец-то уезжаю домой, увеличилась в два раза! Мы делали красивые ёлочные игрушки. Теперь они украшают мою ёлку в каждый Новый год. Каждый раз нас ждали очень интересные мастер-классы. Я помню, как мы делали мыло, собирали из деревянных пазлов животных, шили зайцев и украшали яйца к Пасхе.
Помимо того, что появились хорошие воспоминания, я обрела замечательных друзей. Я поддерживаю связь со многими волонтерами в социальных сетях. Все ребята очень добрые и отзывчивые. Мне кажется, что такие, как они, в душе всегда остаются детьми.
В любой больнице страны может произойти то же самое: волонтеров просто выгонят, а дети, Алены, Ани, Иваны, Ромы и Маши, окажутся в больницах наедине со своими чаще всего крайне нелегкими диагнозами. Отвлечь ребят от тяжелых мыслей о болезни будет некому, потому что в гости к ним никто не придет.
Обучение в Школе социального волонтерства проводится на бесплатной основе, так как при реализации программ 2016-2017 года используются средства президентских грантов, полученные на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».