Младшие дети в психиатрической больнице – какие они? Реплика волонтера-даниловца
Сколько девочек в младшей группе 3-го острого отделения 6-й психиатрической больницы, какие они, какого возраста и как проходят занятия с волонтерами? К каким ситуациям волонтер должен быть готов? Рассказывает корневой волонтер группы Добровольческого движения «Даниловцы» Евгения Тишина.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Я выбрала 6-ю психиатрическую больницу: почему-то мне показалось, что вот, это мое. И когда я туда пришла, я поняла, что это действительно мое. Девчонки выглядят совершенно здоровыми, как мне это сначала показалось. Они, конечно, подчас слишком подвижные, некоторые – грустные, но, в то же время, они все достаточно дружелюбные.
Есть младшая и старшая группы. Младшая группа – это девчонки примерно с 7 до 11 лет. Они всегда несутся радостной толпой навстречу волонтерам, кричат: “Волонтеры пришли, волонтеры пришли!”. Все дружно обнимаются, и человек, который пришел первый раз, чувствует себя тем, кого давно ждали. Все страхи сразу пропадают, а также сомнения, всевозможные волнения. Настолько они умеют к себе расположить с первой минуты общения. Многие вновь приходящие очень быстро чувствуют себя в своей тарелке.
Но специфика такова, что мы не можем с ними резать, вырезать, вышивать. Волонтеры могут в основном только создавать поделки из бумаги. Но даже это им очень нравится, им хочется все время чего-то нового, интересного, они с нетерпением ждут встречи с нами. И мы дружно делаем самые разные поделки. Самое забавное: когда я туда пришла, я подумала, что и сама многому научилась, потому что я, например, раньше не умела делать какие-то вещи, а теперь умею, потому что некоторые дети ленятся и говорят: “Помоги, помоги”. Ну и, конечно, начинаешь помогать: клеить, рисовать, писать. Иногда думаешь, а кто кого развлекает в этой ситуации: мы детей или дети нас? Иногда кажется, что дети нас больше развлекают. Очень радостно, светло проходят эти занятия, приятно, что вокруг – такие же волонтеры. Смотришь, чему-то учишься у них, как они общаются с детьми, как что-то делают, прямо с таким удовольствием, радостью. Иногда, конечно, бывают какие-то сложные ситуации, когда дети начинают друг с другом конфликтовать. Им тяжело, потому что они все время находятся вместе, и конечно, трудно притираться характерами. Пытаются кого-то одного обособить, не хотят с ним общаться, например. Нужно как-то постараться урегулировать эти конфликты.
Мы стараемся искать способы, чтобы все были дружны в этой ситуации, чтобы не ругались, не обижались. Кому-то хочется помочь отдельно, кто-то послабее: подходишь, общаешься с ним. Но когда вас приходит много, то с этим справиться легко. И очень здорово, когда приходят больше людей, потому что соответственно каждому ребенку достается больше внимания. Конечно, когда приходит один человек, и все вокруг дружной толпой галдят и кричат: “Помоги мне, помоги мне!” – с этим справиться сложновато. А количества бывают разные: может быть каких-то пять человек, десять, но бывает до 30! И всем хочется общения. Стараешься бегать туда-сюда, помогать, раздавать. Правда, там и дети пытаются помочь: что-то раздать, как-то себя проявить – это тоже отрадно.
Отдельные сложности бывают из-за того, что всем хочется внимания, и всем хочется побольше всяких наклеек, каких-то там стразов, бумажек. Всем хочется не одну открытку сделать, а, например, а пять, потому что родственников много: есть любимые мама, бабушка, папа. И начинается… Я помню такой случай, когда я пришла одна, и мы делали какие-то поделки. Дети меня окружили дружной толпой и ну кричать: “Дай мне скорее еще наклейку, дай мне скорее еще блестки!”. Было очень сложно сказать “нет”, но “нет” нужно было сказать. Нужно уметь себя контролировать, давать отпор, объяснять детям, что мы не можем: на всех этого не хватит, а кого-то выделить и обидеть других мы тоже не можем. С этой ситуацией нужно как-то уметь справиться, нужно быть к этому готовым.
Бывает, когда начинают требовать к себе внимания какими-то капризами. И тут помогают советы старших товарищей и знание правил “Даниловцев”. Мы должны, каждый, ознакомиться с ними, чтобы понимать, как вести себя с детьми: что можно, что нельзя, что лучше не давать свои контакты. Для того, чтобы они понимали: мы приходим к ним на время уроков с целью пообщаться. А потом лучше, чтобы не травмировать детей, стараться не выходить на общение за рамками больницы, только при особом желании, если оно возникнет. Есть специальные встречи с психологом “Даниловцев”: там можно обсудить какие-то сложные вопросы. Все равно они возникают у каждого. У каждого они свои: как реагировать на агрессию, которая бывает у детей, потому что все-таки у нас психиатрическая больница, и от этого, конечно, никуда не деться. Все же у них бывают какие-то резкости, бывает, что они там могут даже сказать нецензурно что-то. И удивляешься, сам даже так не говоришь и не знаешь, как на это реагировать: промолчать или как-то одернуть. В то же время здорово, что мы можем в общении с детьми расти, работать над собой, искать какие-то способы решения. Вот это все – тоже творчество, потому что, когда стараешься понять другого человека, говорить с ним на его языке и сделать его мир чуточку лучше, светлее – это же тоже рост личности. Это такой бесценный опыт, который можно получить, будучи волонтером, совершенно бесплатно.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.
*При реализации проекта в 2016-2017 году используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».