Особые дети в интернате – какие они? Реплика координатора Даниловцев в ДДИ 28
Подопечные волонтеров-даниловцев в ДДИ28 – кто они? Какого возраста, в каком состоянии? Как проходят волонтерские занятия с детьми? Рассказывает координатор волонтерской группы Добровольческого движения «Даниловцы» Ирина Молчанова.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Мои подопечные – это дети-сироты с нарушениями развития. Сначала про нарушения развития. Детский дом-интернат, называется ДДИ для детей с умственной отсталостью. Какие там дети? Это дети, прежде всего, с интеллектуальными нарушениями и некоторые дети с довольно серьезными двигательными нарушениями (дети в колясках и лежачие). Мы посещаем детей из коррекционного отделения, там среди наших подопечных встречаются как дети с ограничениями движения, то есть дети в колясках, так и дети просто с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями. В основном это дети речевые, но встречаются и неречевые ребята.
Мы работаем с детьми-сиротами. Сироты это не только те, у которых нет родителей, но и так называемые социальные сироты, родителей которых лишили родительских прав, и их под опеку взял интернат, взяло государство. Большинство детей из нашей группы – это как раз социальные сироты. Непросто осознавать, что их родители живы, что есть люди, которые могли бы о них заботиться, но они живут в условиях интерната.
Наши подопечные – дети, несмотря на то, что многие из них находятся в довольно сознательном возрасте, это старший подростковый и школьный возраст. Однако в силу того, что они не получили достаточный опыт жизненный, социально-бытовой, коммуникативный, они по уровню взаимодействия остаются все-таки детьми. Об этом важно помнить. Важно не предъявлять к ним слишком высоких требований: это и так есть в их повседневной жизни. Важно дать им переживание самостоятельности и свободного выбора: с кем они хотят сейчас разговаривать – глобальный выбор, а попроще – какого цвета сейчас будет перышко у птички – это всё для них очень важно, и мы стараемся на занятиях им это предоставить.
На наших занятиях мы стараемся придерживаться определенной структуры. Это нужно детям, они меньше выпадают и понимают что зачем будет происходить. Сначала это игровое взаимодействие: знакомства, если приходит новый волонтер или ребенок (но дети чаще всего между собой знакомы), потом поделка, мастер-класс. Для мастер-классов мы стараемся использовать какие-то разные материалы, чтобы дети поняли, что так бывает, это есть. В конце каждой встречи мы беремся за руки и говорим друг другу «большое спасибо». Таким образом мы учимся быть благодарными: ведь встреча бы не состоялась, если бы все мы в это не сделали вклад.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.