Как и зачем играть с детьми? Мастер-класс для волонтеров
Мастер-класс «Как и зачем играть с детьми?».
Ведущие:
- Егор Коврижкин, руководитель Лаборатории педагогических технологий, основатель и директор детских лагерей «Звезда Вифлеема».
- Анастасия Тарасевич, руководитель подросткового проекта «99 овец», ведущая программ детских лагерей, подростковых и молодежных тренингов.
Участники мастер-класса смогли приобрести собственный опыт, играя, как дети, в подвижные игры, в игры на знакомство, на взаимодействие друг с другом. Побывали в роли ведущих, учились осваивать новые игры, правильно объяснять правила и совершенствовать их, организовывать пространство для игры. В общем учились проводить игры так, чтобы было интересно и увлекательно.
По словам ведущего мастер-класса Егора Коврижкина: «При работе с детьми, игра является хорошим способом создания и формирования коллектива, это способ дать детям общее дело».
Организаторы семинара: Добровольческое движение «Даниловцы» http://www.danilovcy.ru/, Школа волонтерских технологий
Текстовая версия части занятия:
Если бы я писал автобиографию, то я написал бы в ней: «Первое, с чем сталкивается педагог, когда попадает к детям, – это то, что ему нужно выжить. Потом ситуация меняется, он понимает, что выживет он в любом случае. А дальше возникает вопрос: что я хочу дать детям? Зачем я здесь? О чем я хочу с детьми говорить? Что хочу им показать?».
Понятен подвиг Макаренко, понятно, как он работал. Но опыт Макаренко был возможен, потому что он работал в определенное время и с детьми, которые видели в жизни мало хорошего. Сегодняшнее общество принципиально отличается тем, что оно сытое. В нем все есть. Но тем не менее детей надо как-то воспитывать. Легко воспитывать на трудностях. А воспитывать на сытости трудно. Как воспитывать, когда все есть?
Сегодня дети и подростки часто сталкиваются с профессионалами в играх – аниматорами, которые работают на праздниках, в отелях, в супермаркетах. Существует четкая граница между тем, что делают они и что делаем мы.
Вся соль в основании – ради чего проводится игра. Когда работает аниматор – это чистое развлечение, люди просто хорошо проводят время. Но я педагог, моя задача – воспитывать и учить детей. Поэтому и отношение к игре у меня иное.
Первая задача, которая стоит передо мной как перед педагогом, – из этих отдельных песчинок сформировать группу, объединенную каким-то общим делом, имеющую общее эмоциональное состояние. Это важно потому, что освоение любых знаний в коллективе, где люди знакомы друг с другом и между ними построены связи, дается лучше.
Я не могу отправить их копать картошку или работать в цех. Первое дело, которое я могу им дать, – это игра. Мы играем вместе с детьми. В нашей работе игра – это способ формирования коллектива. Способ сделать так, чтобы они поняли правила и задачи этого дела, пережили успех или, возможно, неудачу. Таким образом, игра для нас – дело. Когда мы относимся к игре серьезно, тогда одни и те же игры могут играться совсем по-другому.
На мой взгляд, современный мир – мир чужих друг другу людей. Мы все друг другу абсолютно чужие, посторонние и нет оснований, чтобы нам сблизиться. А с какой радости мне могут стать интересны другие люди? Только если у нас появится общее дело. И первым таким делом при общении с подростками может стать игра. И в игре эти подростки, дети, может быть, впервые в жизни переживут настоящее человеческое сближение, почувствуют, что они вместе с кем-то делают нечто, что важно. И за счет этого сближения они больше узнают про себя и других людей, учатся сопереживать, помогать, сотрудничать – учатся всему тому, чего, очевидно, в нашем мире очень сильно не хватает.
Для того чтобы игра состоялась, скорее всего, нужно заранее подготовить пространство: убрать или расставить в определенном порядке стулья, подготовить инвентарь и т. п.
Роль ведущего чрезвычайно важна. Не все равно, кто и как запустил игру, не все равно, какими словами он представился и как объяснил правила. Если я ведущий и хочу работать с группой, я вместе с ней должен разделить ее радости, ее победы и поражения. Я должен быть здесь и сейчас. У меня отключен мобильный телефон и у меня нет никаких дел, кроме нынешнего момента, в которое я включаю детей и в который включаюсь сам – полностью и без остатка. Детям очень не хватает того, чтобы рядом с ними был взрослый, который делит с ними жизнь.
Работая с подростками, мы, взрослые люди, должны демонстрировать мудрость взрослого человека и подавать им пример культурного, цивилизованного, соблюдающего правила приличия человека. Например, стандартная ситуация – мы играем с детьми. И вдруг агрессия со стороны одного из детей. Натолкнувшись на грубость со стороны ребенка, нецензурные слова, обман, агрессию, ведущий должен сказать: «Стоп, я так играть не хочу. Мы либо играем, выполняя правила, либо не играем. Понятно? Хорошо! Раз, два, три, начали». Тем самым создается образ взрослого человека, который понимает важность правил, важность уважения, важность очень многих вещей, которых дети и подростки могут просто не знать. Просто никогда раньше они с ними не сталкивались. Окружающие их взрослые всегда были погружены в свои дела. И вот наконец настал момент, когда они могут переживать вместе со взрослым, радоваться вместе с ним, даже вместе с ним злиться, но это будет искренний выплеск эмоций, выраженный в общественно приемлемой форме.
У немецкого философа Карла Ясперса есть интересное рассуждение о пророках. Пророки прошлого говорили о прошлом и о будущем. В наши дни пророк, который приходит на Землю,- это человек, который умеет находиться здесь и сейчас. Он не живет в прошлом, он не питается иллюзиями будущего. Таких людей крайне мало. Если мы взглянем на свою жизнь, то увидим, что очень часто мы живем не нынешним моментом. Но увлекая детей игрой, человек словно становится таким пророком – человеком, который свидетельствует о явленности нынешнего момента, его предельной важности. Не о том, кем я стану, когда вырасту, а человеком настоящего. А ведь вся наша жизнь складывается из моментов, когда я – настоящий.
Метка:мероприятия
1 Комментарий
Спасибо! Очень полезно и познавательно!